24 июля 1959 года. Первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР Никита Сергеевич Хрущев посещает открывшуюся в московском парке Сокольники американскую выставку. Принимает его вице-президент США Ричард Никсон. Настала оттепель в отношениях, и встреча проходит в дружественной обстановке.
На выставке много чему можно подивиться, но Никита Сергеевич, комментируя каждую американскую новинку, невозмутимо замечает, что в СССР такое есть. Хрущева и Никсона снимают американские операторы. Хрущев не обращает внимания, что их кинокамера не стрекочет, как всегда, а работает так тихо, что их и не слышно.
Но когда в конце выставки главу советского государства подводят к внушительных размеров аппарату и, включив его тут же, без проявки пленки и монтажа, демонстрируют цветной фильм, где он видит себя и Никсона, Никита Сергеевич уходит потрясенно. В Советском Союзе такого аппарата нет. Видеомагнитофон. Устройство для записи изображения на магнитную ленту его последующего воспроизведения.
Когда на следующий день Хрущёву доложили, что первый в мире видеомагнитофон изобрёл в Америке русский эмигрант, то Никита Сергеевич расстроился ещё больше и приказал в срочном порядке разработать советский аналог заморской диковины.
Комментарий: Николай Левашов точно подметил: все кто покинули наши земли, перебрались на чужбину, утрачивали с поколениями свою культуру, идентичность, самобытность, а с этим и образность и глубину русского мышления, позволяющего делать новые открытия. Но что бы ждало Понятова в большевистской России? Трудно судить. Вероятно, его семью как купцов первой гильдии в первую очередь бы расстреляли…
С появлением телевещания во всём мире возникла потребность записи и хранения телепрограмм. Для этого был придуман так называемый кинорегистратор, который переносил прямую визуальную трансляцию на киноплёнку и был единственным способом сохранения телепродукции.
Видеомагнитофон – лишь вершина технологической цепи
Установка представляла собой киносъемочный аппарат, установленный напротив кинескопа и синхронизированный с его кадровой разверткой. После съемки следовал долгий процесс проявки пленки, монтажа, на что уходила масса времени и средств. Не говоря уже о плохом качестве изображения. Изобретение Понятова отправило всю эту конструкцию на свалку.
«Если бы я заранее представлял все трудности, которые предстоит преодолеть при создании видеомагнитофона, мы бы никогда не взялись за эту работу», — говорил Александр Матвеевич Понятов. Ведь сам видеомагнитофон — это лишь вершина технологической пирамиды, а для её создания в то время не хватало множества кирпичей.
Когда Понятов вступил на землю США, он уже был состоявшимся инженером. Сначала его приняли в знаменитую General Electric, что уже говорило о его высокой квалификации. А затем в компанию Delma Victor Westinghouse. Работа интересная и высокооплачиваемая, но русского человека всегда тянет заняться чем-то своим, тем, что по душе и по сердцу. Александр Понятов в собственном гараже начинает эксперименты со звукозаписью.
Технологический прорыв звукозаписи состоялся в 1940-х годах в воюющей Германии. Немецкие специалисты создали эффективный носитель для записи электрических сигналов, магнитную ленту на пластиковой основе. После войны победители вывезли из Германии массу трофеев, и в том числе аппаратуру и документацию в этой области.
Именно тема звукозаписи заинтересовала американского инженера русского происхождения, который начал исследования в одиночку. В гараже лаборатории у Александра Понятова была масса времени для работы и воспоминаний о родине.
“Ты сам должен быть хозяином своей судьбы”
Александр Понятов происходил из семьи видного лесопромышленника Казанской губернии. На всю жизнь он усвоил отцовское поучение: «Ты сам должен быть хозяином своей судьбы».
Давно замечено, что особенностями характера старообрядцев являются трепетное к данному слову и к работе, которую они делают. Такими были все предки Саши Понятова, появившегося на свет 25 марта 1892 года в селе Русская Айша, неподалеку от Казани.
Мать принадлежала к семье старообрядцев. Именно старообрядческие книги, как самое ценное, бережно сохранялись у родственников Понятова, оставшихся в России. В своих воспоминаниях написанных на английском в 1978 году, Понятов пишет, что его мать устраивала в своём доме «слезливые посиделки», на которых приходившие к ней женщины жаловались на свою тяжёлую судьбу. А мать их выслушивала и по мере сил принимала участие в их судьбе, а все посетительницы непременно уходили с каким-нибудь подарком. Также его мать всегда заботилась, чтобы в доме были большие запасы квашеной капусты, которая уже тогда считалась кладезем витаминов, особенно в зимнее время. И к весне, когда у местных жителей заканчивались свои запасы квашеной капусты, она раздавала капусту бесплатно, чтобы люди не болели.
Отец – купец первой гильдии, семья живет безбедно и праведно. Но Александру не хочется идти по стопам родителя. В 7 лет он впервые увидел чудо техники – паровоз, и с того дня заболел мечтой стать инженером.
Учась в Императорском московском техническом училище, он стал любимым студентом профессора Жуковского, выдающегося русского механика, основоположника гидро- и аэродинамики. Под влиянием Николая Егоровича молодой увлекающийся Александр решил посвятить свою жизнь летательным аппаратам. И поэтому, когда началась Первая мировая, закончил школу летчиков, служил офицером, пилотом гидросамолета военно-морского флота.
Пережив падение на самолете, долго лечился, авиацию пришлось оставить. В гражданскую воевал в рядах белых, после окончания войны эмигрировал в Китай, потом в 1927 году добрался до Америки.
Зарождение “Ampex”, компания А. Понятова
В то время магнитные ленты имели ацетатную основу, схожую с негорючей киноплёнкой. Ленты были двух типов. В первом тонкий игольчатый порошок из окиси железа замешивался в саму пластиковую основу ленты. Во втором формировался отдельный магнитный рабочий слой, наносимый с одной стороны в виде лакового покрытия, в который замешивался магнитный порошок. Понятов и его соратники поняли, что вторая технология более прогрессивна, и надо сосредоточиться только на ней.
Прежде всего, они покинули гараж и перебрались в достойное помещение. Вот тогда и возникла идея создать собственную компанию. И в 1944 году появляется фирма с названием Ampex.
Первые три буквы — это аббревиатура. Александр Матвеевич Понятов. Приставка «экс» от слова «эксперимент». Хотя позже некоторые стали переводить «экс» как «экселенс» от английского слова «превосходство».
В 1947 году Ampex выпускает аудиомагнитофон. Презентацию устраивают в самом центре шоу-бизнеса в Голливуде. Там модель 200А не только вызывает всеобщий восторг, но и привлекает инвестиции, необходимые для развития.
Бинг Кросби доволен
Знаменитому эстрадному певцу Бингу Кросби во время прямых трансляций его концертов по радио очень не нравилось петь в пустой студии, где его слышал только звукооператор. А с помощью технической новинки Понятова представилась возможность записывать новые шлягеры непосредственно на живых концертах перед публикой и затем передавать в эфир.
Кросби вкладывают в фирму 50 тысяч долларов, что по тем временам огромная сумма. Имя эстрадной суперзвезды становится отличной рекламой изобретения. Вскоре ни одна радиостанция в США не может обойтись без магнитофонов Ampex, которые, записывая прямые эфиры, позволяли повторять передачи с учётом часовых поясов. Ampex быстро растёт, особенно после того, как начинает выпуск собственной магнитной ленты.
Видеомагнитофон Понятова
А. Понятов: “как записать на магнитную ленту не только звук, но и картинку”
К тому моменту Понятов стал задумываться над тем, как записать на магнитную ленту не только звук, но и картинку. Основной проблемой была продолжительность записи: для короткого двухминутного ролика требовались километры пленки! Вместе с помощниками он начал экспериментировать со способами записи и в конечном итоге остановился на поперечно-строчной записи вращающимися головками. Это позволило совместить высокую скорость записи с низкой скоростью движения самой магнитной ленты. Таким образом изобретатель смог добиться, чтобы на одном рулоне ленты помещался более-менее продолжительный видеоролик.
Поскольку в любой системе записи первичен носитель, то для видеоленты была выбрана более прочная и более тонкая пластиковая основа, разработан более тонкий, малоабразивный и прочный лаковый рабочий слой (температура видеоголовки в месте соприкосновения с магнитной лентой достигает 700 градусов). В механике потребовалось достижение микронных точностей, в электронике – использование новых методов обработки сигнала; этот перечень можно продолжать бесконечно. В итоге видеомагнитофон оказался наиболее сложным серийным радиотехническим прибором того времени, и, чтобы разработать и организовать производство самого аппарата и видеоленты в условиях небольшой фирмы с очень ограниченными средствами, потребовалось сочетание героических усилий с гениальными научно-техническими решениями. Понятов это хорошо понимал и формулировал так: «В течение семи лет впереди нас в этом деле был только Бог!»
А. Понятов. Многие фирмы пытались найти решение этой непростой задачи и не справились
В 50-е годы прошлого века все радиовещательные корпорации США, оснащённые магнитофонами Понятого, чувствуют себя наилучшим образом. Это вызывает яростную зависть телевещательных корпораций, которые в это время активно развиваются. Рынок США полностью насыщен чёрно-белыми телевизорами. Начинается внедрение цветных, а записывающих аппаратов для работы с телевизионным сигналом нет.
Телевизионный сигнал занимает полосу частот в 500 раз более широкую, чем звуковой радиовещательный. При такой полосе магнитная лента должна лететь мимо магнитной головки со скоростью не менее 50 метров в секунду. Наиболее верный путь снижения этой скорости — многодорожечная запись. Многие фирмы пытались найти решение этой непростой задачи и не справились.
В 1956 году, лучше и раньше всех в мире, эту проблему решает команда Ampex под руководством 64-летнего Понятова. Александр Матвеевич придумывает и внедряет поперечно-строчный метод записи на широкую ленту в 2 дюйма с четырьмя вращающимися головками.
При этом лента протягивается в аппарате со скоростью 38 сантиметров в секунду, но головка чертит на ней поперечные строки со скоростью более 40 метров в секунду. Причем каждая магнитная строка содержит в себе 16 телевизионных строк.
4 апреля 1956 года в Чикаго на саммите Национальной ассоциации телерадиовещателей Понятов демонстрирует первый видеомагнитофон VR-1000. Весит он полтонны, стоит около 50 тысяч долларов, и для его перевозки требуется специальный автомобиль. Но всё это неважно, аппарат не предназначен для бытового использования.
Престижная премия Эмми для А. Понятова
Зато телевещатели США изумлены. Качество изображения, записанного и воспроизведенного на VR-1000, превосходит все их ожидания. Это настоящий прорыв. Через год за выдающиеся технические достижения Понятов получает престижную премию Эмми.
А еще через два года, когда ему предлагают изготовить аппарат для американской выставки в Москве, отвечает согласием.
Советские инженеры брали идеи у команды Понятова
Хрущёв, потрясённый записью беседы с Никсоном на выставке в Сокольниках, думал, что подаренную ему копию прокрутить у нас невозможно. Но глава СССР не знал, что в Ленинграде на заводе Ленкинап уже два года выписывают журнал со статьями инженеров Ampex, и всё это время ведутся работы. Приказ Никиты Сергеевича о разработке отечественного видеомагнитофона несколько запоздал.
Первый студийный видеомагнитофон Кадр-1 изготовили в 1960 году в Новосибирске в количестве 160 штук. А вскоре вышла его улучшенная модификация Кадр-3, которая не только записывала цветные передачи, но и позволяла их монтировать.
В какой мере там были использованы наработки Понятова, неизвестно. Зато известно, что американский инженер из Ampex, сопровождавший VR-1000 на московской выставке, по личному распоряжению Александра Матвеевича разрешал советским специалистам фотографировать всю техническую документацию и даже разобрать видеомагнитофон, чтобы посмотреть его внутреннее устройство.
А тем временем Ampex выпускает линейку портативных видеомагнитофонов для домашнего использования. В 1963 году разработан бытовой видеомагнитофон с монтажными функциями и покадровым просмотром. А год спустя освоили цветную видеозапись.
Мировые гиганты электроники низко кланятся А. Понятову
Мировые электронные гиганты Японии и Европы никогда не смогли бы выпускать свою бытовую видеоаппаратуру, если бы не приобрели патенты у Александра Понятова. Лишь недавно из обращений вышло слово «ампексование», которым назывался процесс видеозаписи на магнитную ленту.
Великий инженер умер в 1980 году. Почти полвека его фирма Ampex держала мировое лидерство в профессиональной аппаратуре. Имя и заслуги Понятого перед человечеством не должны быть забыты. Несмотря на то, что аналоговый формат видеозаписи нынче стал анахронизмом, и на смену ему пришел цифровой метод. Но ведь и сам Александр Матвеевич любил повторять, нужно всю жизнь учиться, ничего не надо считать догмой.
Александр Понятов всегда гордился своим происхождением. Он поддерживал русский женский монастырь, основал дом Св. Владимира для престарелых людей в Сан-Франциско. Он помогал многим русским уже просто тем, что брал их на работу в компанию.
У главного входа представительств фирмы Ampex в различных странах, по распоряжению Александра Матвеевича Понятова, высаживали берёзы…