“Сверхтехнологичный” Китай не умеет делать свои самолёты

Общество

Это вторая статья из серии про достижения Китая. Первая статья про то как китайцы НЕ умеют делать небоскрёбы.

История показывает, что китайские авиационные инженеры за последние полвека трижды брались за создание отечественного реактивного воздушного лайнера, но все три раза полученные результаты были крайне разочаровывающими. Конструкции создаваемых самолетов полностью базировались на зарубежных образцах и были реализованы по анло-американским и французским технологиям. Первый проект 1980 года, известный как Shanghai Y-10, вообще провалился, второй – ARJ21 Xiangfeng, который стартовал еще в далеком 2008-м, сегодня дышит исключительно на ладан, а третий – C919, если и имеет хоть какие-то перспективы, то очень сомнительные. Ну, это, в принципе, закономерно, учитывая общий низкий технический уровень китайских конструкторов, которые не позволяет им «с нуля» выпускать качественную технику.

Китайский авиапроизводитель ждет заказы на свой продукт

На днях я посмотрел какой-то забугорный документально-обзорный фильм про современный Китай. Вообще-то я видел целую серию подобных фильмов о том, что сейчас делается в Поднебесной, насколько семимильными шагами идут китайцы к своему процветанию, и как они бороздят просторы больших театров. В общем, очень интересная серия фильмов, я смотрел запоем, причем не один раз – каждую серию пересматривал и дважды, и трижды.

И ни один фильм, то есть серия, у меня не вызвали практически никаких вопросов – молодцы китайцы, держат нос пистолетом и не унывают. По-настоящему развивающаяся страна!

Фаворит китайских авиалиний сегодня – американский Боинг-777. Напомню, кто не знает – первый полет этот самолет совершил еще 30 лет назад, а разрабатывался вообще еще тогда, когда СССР существовал. Новый, или не новый?

Но этот фильм (вернее, серия), который сподвигнул меня написать эту статью, был про развитие гражданского авиастроения в Китае. Начался он мажорно, главными героями были несколько известных пилотов китайских пассажирских самолетов. И вовсю озвучивался рефрен, что сфера китайской гражданской авиации сегодня развивается гигантскими темпами, возможно, даже более гигантскими, чем в любой другой стране мира.

И вот мне стало интересно – какие же самолеты строят китайцы для того, чтобы эта сфера развивалась по-настоящему семимильными шагами?

Неудачный первенец китайского гражданского авиастроения – Shanghai Y-10, скопированный с американского Boeing 707. Выпущен в количестве двух музейных экземпляров в 1970 году

В общем, за время фильма, я, к своему удивлению, не обнаружил ни одного китайского самолета. Оказалось, что китайские гражданские пилоты поголовно все летают на американских «боингах», взятых в лизинг, и наиболее популярная модель этого самолета в Китае – 777.

Нет, эти американские крылатые «вагоны» не сильно афишировались и рекламировались – как могут гордые китайцы афишировать продукцию своих идейных врагов? Весь фильм был про мощное развитие китайской гражданской авиации, про то, какие прекрасные специалисты в этой сфере работают, и вообще о великих замыслах китайских авиационных стратегов. А попутно демонстрировались и американские «боинги», где-то мелькали и европейские «эйрбасы».

Украинско-американский самолет китайского “авиапрома” – ARJ21 Xiangfeng. Почему “украинско-американский”? Да потому что базовая модель – американский McDonnell Douglas MD-80, а большинство элементов и узлов нового авиалайнера, включая и крылья, были разработаны в киевском АКБ им. Антонова

Ну, я все же ждал, когда, наконец, в фильме промелькнут самолеты китайского производства, но ни одного из них в кадре так и не появилось. Мало того – ни в одном слове китайские пассажирские самолеты даже не были упомянуты. И у меня создалось впечатление, что в Китае вообще пассажирские самолеты не производятся.

Да почему именно впечатление? Если бы Китай обладал хотя бы маленьким парком собственных пассажирских авиалайнеров, то такой масштабный реклaмный фильм был бы именно про них, а не про американские «боинги».

Третья китайскаяпопытка – самолёт C919 в первом полёте. Абсолютно все элементы и этого самолета были разработаны и изготовлены американскими и европейскими конструкторами и предприятиями

В общем, после просмотра этого фильма я полез в Интернет, и обнаружил, что в Китае и на самом деле до настоящего момента не было произведено ни одного серийного пассажирского самолета.

Нет, серийные самолеты китайцы, конечно же, производят, но так тайно, что как будто их и вообще нет. На сегодняшний момент пассажирский парк Китая составляют около 100 среднемагистральных лайнеров ARJ21 Xiangfeng, которые настолько плохие, что на них практически нет заказов даже от китайских компаний, и правительству КНР приходится их использовать для перевозки малоимущих пассажиров в недоразвитые районы с большой скидкой на билеты. Есть еще около десятка более новых среднемагистральных лайнеров C919, но и они используются практически с тем же успехом.

Вот так развивается авиастроение в Китае – партия сказала “надо!”

Но даже не это главное, что новые китайские самолеты никто не хочет покупать. А дело в том, что обе эти машины – и ARJ21, и C919 – разработаны с помощью англо-американских технологий и собраны из элементов, полностью произведенных во Франции, Великобритании и США. То есть, ни одной китайской детали во всех этих самолетах нет, включая даже пассажирские кресла.

В общем, теперь понятно, почему в том фильме, с которого началась эта публикация, ни словом не упомянуты пассажирские лайнеры китайского производства – своего гражданского воздушного флота у Китая практически не имеется.

Но позвольте, а как же китайцы с таким низким уровнем самолетостроения смогли полететь в Космос? Наверное, им Швондер помогал

В связи с этим возникает вопрос – как же держава, не сподобившаяся не только изобрести своей собственной гражданской авиации, но и двигателей для самолетов, умудрилась запускать в Космос ракеты и высаживать свои луноходы на Марсе?

Неувязочка какая-то получается.

Оцените статью
Ра вести