Есть на севере Таиланда так называемый«Золотой треугольник» – место, где сходятся границы Таиланда, Лаоса и Мьянмы (Бирма). Долгое время регион оставалась одним из самых крупных мест по выращиванию опиумного мака и производству наркотиков. Фактически, регионом правила наркомафия, а наркотики отсюда расходились по всему миру.
Пока трафик шел за рубеж, руководство Таиланда проблемы не видело. Но в какой-то период наркодельцам внешнего рынка стало мало, и они стали активно распространять зелье среди населения королевства, особенно среди молодежи. Вскоре это превратилось в настоящую эпидемию, со смертельным, чаще всего, исходом.
В январе 2003 года от имени «Национального антинаркотического центра» был опубликован официальный доклад правительству. Приведенные в нем цифры заставили многих схватиться за голову и серьезно задуматься: более 5 миллионов жителей королевства, а это почти 8% всего населения, «сидели» на тяжелых наркотиках.
И тогда король Таиланда Пумипхон Адульядет Рама IX (1928-2016 годы), который много сделал для поднятия экономики отсталой некогда страны, решил пресечь беспредел наркомафии и искоренить её полностью.
Кстати, возглавлял эту операцию не он сам, а его премьер-министр, на которого потом «свесили» много грехов. А слова премьер-министра: «Не мешайте нам спасать страну!» долго еще ставились ему в вину. Это я про мировую общественность.
Операция по устранению наркомафии проходила в три этапа.
Этап 1 – разумное предложение
На прием к королю были приглашены все наркобароны Севера, в основном они жили в самых крупных городах – Чиангмай и Чианграй, и Бангкока. Это был невиданный случай: многие зарубежные высокопоставленные гости месяцами дожидались аудиенции у Рамы IX, а тут король их сам приглашает. Какая великая честь!
Но неожиданно для гостей разговор пошёл жёсткий.
Наркобаронам было предложено добровольно оставить свой бизнес – «переквалифицироваться» на другие культуры или даже виды деятельности или покинуть страну. Для тех, кто решит покинуть Таиланд, разрешалось забрать все свои капиталы, семьи, близких.
В это же время было уволено более 700 правительственных чиновников, подозреваемых в причастности к распространению наркотиков. Среди них были полицейские и военные, сотрудники министерств образования и здравоохранения. Но разумным предложением короля мало кто воспользовался. Главари наркомафии были уверены в своей силе.
Этап 2 – «Время зелёных пикапов»
Тогда наступил второй этап – очень сложный в истории государства и неоднозначный по оценкам, особенно, мирового сообщества. Называли этот этап «время зелёных пикапов».
Вдруг на дорогах Таиланда, особенно в северной его части, а также в Бангкоке, где проживали многие процветающие наркодельцы, появилось много новеньких пикапов. Все они были без опознавательных знаков и зеленого цвета, очень нехарактерный для машин этого типа цвет в Таиланде. В основном эти пикапы разъезжали по ночам. Внутри сидела группа людей. Возглавлял каждый такой небольшой отряд уволенный (совсем-совсем недавно) офицер Тайской армии, а среди бойцов были очень разные гражданские люди. Но объединяло их всех одно – они потеряли своих близких из-за наркотиков и потому жаждали мести.
С наступлением темноты 2-3 таких пикапа въезжали на территорию усадьбы наркобарона или подъезжали к дому наркодельца, и что дальше там происходило – лучше не представлять. Выбегающие из пикапов люди давали волю своему гневу. И всегда оставалась «визитная карточка» – растерзанное тело, посыпанное белым порошком.
Этот этап операции длился около 9 месяцев. К концу этого периода в живых остались только те дельцы, кто сумел уехать из страны или те, кто сдались добровольно.
Официально ни одна государственная структура в операции не участвовала. Да и самой операции тоже вроде как не было. Даже зеленые пикапы полиция на дорогах страны «не видела» – не проезжали они мимо их поста, и все. А простые жители Королевства их только приветствовали и называли «йинг–тинг» – Ночные Никто. А проведенные опросы показали, что более половины жителей королевства готовы влиться в их ряды.
Конечно, возбуждались уголовные дела. Но из-за «высокой занятости» расследовались они очень-очень долго. И в итоге следствие, как правило, приходило к выводу, что мафиозники сами виноваты, устроили разборки между собой – вот и результат.
Конечно, мировая общественность была возмущена «государственным беспределом» и использованием «недемократических методов», пыталась воздействовать на короля. На одной из аудиенций с такой делегацией тот даже сказал, что обеспокоен бессудными расправами и уже сам лично провел три торжественных молебна. Но пока милостивый Будда «не соизволил отозвать демонов мести». Видимо, уж очень сильно «нечисть» разгневала Небо.
Поэтому операция по очищению страны шла своим чередом несмотря на возмущение мировой общественности. И все меньше стали таиться государственные деятели Таиланда. Так, на одной из встреч с европейскими журналистами министр внутренних дел уже прямо и жестко сказал:
«…только полный идиот и слюнявый европеец не в состоянии понять, что когда нация ведет войну за свое выживание, государство не имеет права ставить ей палки в колеса».
Согласно официальным данным, за восемь месяцев второго этапа операции было ликвидировано более 7000 дельцов, арестовано 29 394, добровольно сдались около 20 тысяч «бойцов». Захвачено несколько сотен тысяч тайников, уничтожено 312 подпольных фабрик. Около 200 тысяч наркоманов получили стационарное лечение.
Результатом операции стало то, что выращивание и производство наркотиков в стране было практически прекращено.
Этап 3 – Королевская программа поддержки крестьян
Как это ни плохо для государства, но крестьяне в горах Таиланда выращивали мак или работали на плантациях по его выращиванию и тем самым получали хоть какой-то доход, за счет которого и жили их семьи. А тут все поля с маком были уничтожены.
И тогда наступил третий этап – вступила в действие Королевская программа по поддержке крестьян. В развитие сельскохозяйственного производства были вложены большие субсидии. Крестьянам было предложено выращивать чай, кофе, виноград, клубнику, а готовая продукция скупалась. Даже низкокачественный рис государство скупало у крестьян за хорошие деньги.
Сейчас в горах северного Таиланда раскинулись плантации чая, кофе, винограда. Особенно хорошо прижилась клубника, и там, где еще не так давно красиво цвели маки, теперь краснеют вкусные сочные ягоды.